По вопросу, связанному с организацией сквозного прохода по мостику между СНТ “Азимут” и “Тритон” предлагаем ознакомиться со статьей, опубликованной на consultant.ru.
Публичный сервитут на земельный участок является одной из разновидностей обременения, которое налагается на земельный участок. Главная особенность публичного сервитута заключается в том, что он может быть установлен только по решению органа власти, но без изъятия земельного участка в пользу государства.
Публичный сервитут на земельный участок
Гражданский кодекс разрешает собственнику любого недвижимого имущества потребовать от владельца смежного земельного участка, а в некоторых случаях и любого другого земельного участка, предоставить ему возможность ограниченно пользоваться им.
То есть получается, что сервитут:
- вещное право;
- обременение;
- может носить постоянный и временный характер.
Публичный сервитут на земельный участок может быть установлен только на основании:
- акта субъекта РФ, носящего нормативный характер;
- акта органа местного самоуправления, носящего нормативный характер;
- акта Российской Федерации, носящего нормативный характер.
Сервитут на земельном участке ни в коем случае не должен мешать собственнику распоряжаться и пользоваться своим земельным участком.
Если собственник не может пользоваться своим наделом, то он вправе обратиться в соответствующий орган государственной власти с требованием, чтобы тот изъял земельный участок, в том числе, путем выкупа за разумную цену.
При этом орган государственной власти обязан возместить собственнику участка все причиненные ему убытки или предоставить взамен равноценный по стоимости и по размерам земельный участок.
Публичный сервитут может быть установлен только с учетом результатов общественных слушаний.
Цели введения публичного сервитута на земельный участок:
- проход/проезд через участок;
- неограниченный доступ к прибрежным полосам;
- проведение дренажных работ;
- временное пользование для проведения изыскательских работ или исследований;
- для охоты или рыболовства;
- прогон скота через участок и т.д.
Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок?
Для того чтобы ввести публичный сервитут, нужно пройти несколько этапов.
1. Подача заявления. Подавать заявление могут органы государственной власти или местного самоуправления, физические и юридические лица.
Пробелом в законодательстве все еще остается вопрос, куда же идти с этим заявлением?
Если толковать закон, то получается, что если речь идет об органе местного самоуправления – то обращаемся в администрацию муниципального образования; если о нуждах субъекта – то в соответствующий исполнительный орган, который занимается земельными вопросами в субъекте.
Например, в Пензенской области распоряжение об установлении сервитута выдает местное Правительство.
Еще одним интересным вопросом является то, каким именно актом будет устанавливаться сервитут: нормативным или индивидуальным?
Если исходить из логики законодателя, то сервитут является обременением для конкретного участка и для конкретного владельца; поэтому правильнее будет говорить об издании индивидуального акта.
Но, с другой стороны, речь идет о том, что через этот сервитут будет «проходить» неограниченное количество лиц – значит, акт все же должен носить нормативный характер.
В заявлении должно быть указано:
- участок, на котором устанавливается сервитут;
- цели установления обременения;
- срок действия сервитута;
- сведения о собственниках участка;
- сведения о лицах, для которых устанавливается сервитут и т.д.
2. Рассмотрение заявления органом государственной власти. Нормативным актом субъекта определяется орган, который занимается вопросом установления сервитута.
В том же акте прописывается срок, в течение которого должны быть рассмотрены представленные документы. В федеральных актах такого требования нет.
3. Организация общественных слушаний и вынесение решения по итогам слушаний. Общественные слушания – это, по сути, одна из разновидностей участия общества в решении касающихся их вопросов.
На сегодняшний день такой формы общественного участия в законодательстве не закреплено. Но данные слушания можно приравнять к сходу граждан.
Основным документом, который должен быть по результатам слушания, является протокол. В нем отражается повестка схода, количественный состав и итоги слушаний.
Земельный кодекс предусматривает, что общественные слушания носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер в принятии решения о введении сервитута.
4. Принятие органом власти решения об установлении сервитута и издание нормативного правового акта. В акте обязательно должно быть указание на земельный участок, обременяемый сервитутом (его площадь, место расположения, кадастровый номер и т.д.), сведения о собственнике участка, цели установления и срок сервитута и т.д.
5. Сервитут начинает «действовать» только после того, как сведения о нем будут внесены в ЕГРП.
При этом следует помнить, что сервитут – это ограничение не земельный участок. Соответственно, чтобы это ограничение зарегистрировать, в ЕГРП должны содержаться сведения об участке.
Документы, необходимые для регистрации:
• заявление о регистрации;
• документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
• нормативный акт об установлении сервитута;
• доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
• план земельного участка.
Публичный сервитут: что надо знать о межевании земельных участков?
Публичный сервитут как один из видов обременений участка в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане.
Для того чтобы такие сведения отразить, необходимо провести межевание земель – то есть установить границы публичного сервитута на земельный участок.
Возникает вопрос, какие границы сервитута следует отображать при межевании: те, которые уже установлены или которые планируется установить? Является ли отсутствие акта органа государственной власти препятствием для проведения межевания?
На практике это выглядит следующим образом. Если участок зарегистрирован и поставлен на учет в кадастровой палате, то дожидаемся акта органа государственной власти об установлении сервитута и проводим межевание.
А что если участок, на котором планируется расположение сервитута, не зарегистрирован?
Тогда будет проводиться «двойная» работа. Межевание при оформлении участка и межевание при установлении сервитута.
Но можно ли в данном случае сделать все одним разом, если владелец участка точно знает, в каком именно месте будет расположен сервитут?
Рассмотрим данный вопрос с юридической точки зрения. Проект межевания земельного участка не является основообразующим и правопорождающим документом. Он либо «фиксирует» состояние уже имеющегося земельного участка, либо с учетом требований «формирует» (но не утверждает) предложения по границам земельного участка.
В этом случае в плане межевания земельного участка должны быть отражены уже существующие сервитуты (то есть, в отношении которых имеются соответствующие документы).
Но, с другой стороны, Градостроительный кодекс не запрещает такие действия.
Учитывая всю сложность процедуры оформления публичного сервитута, лучше всего проводить межевание с определением границ после издания соответствующего правого акта.